Русская Православная Церковь отмечает это событие 28 августа.
По вознесении Господа нашего Иисуса Христа Пресвятая Матерь Божия осталась на попечение апостола Иоанна Богослова и жила в городе Эфесе в доме его родителей. Она непрестанно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял Ее к Себе. Во время одной из таких молитв к Ней явился архангел Гавриил и возвестил, что вскоре просимое будет исполнено. Перед кончиной Богородица пожелала в последний раз увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись проповедовать христианскую веру по всему миру. Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором она молилась и ожидала своей кончины. Сам Спаситель в окружении ангелов сошел к ней, чтобы забрать ее душу с собой.
После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы и, таким образом, убедились в Ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни».
Почему Церковь в этот день не скорбит, радуется? Потому что она празднует не болезненную и печальную кончину, но тихий и мирный сон, празднует не погребение, а воскресение и торжество жизни вечной. Ибо Божия Матерь не умерла, а только временно уснула для краткого отдохновения плоти после тяжелых жизненных скорбей.
Божия Матерь является величайшим примером того, как в человеческой личности способен отобразиться Бог. Она не имела земной славы, не была богатой, во всем слушалась Сына Своего. Перед Успением Она испытывала огромную радость, но и переживала величайший страх перед встречей с Сыном. Живя достойно благоговения Христова, в день Своего упокоения Она сподобилась получить славу тысячи ангелов и архангелов. Не имея никакой славы на земле, Она стала честнейшей Херувимов и славнейшей всех Серафимов! Она была настолько свята, что как и при Своем Рождестве, Бог сохранил Ее Девой, так и во гробе сохранил Ее тело нетленным.
На иконе праздника Успения Пресвятой Богородицы Господь Иисус Христос предстоит смертному одру Своей Пречистой Матери, обнимая спеленатого младенца – святую младенческую душу Усопшей, тихую и доверчивую, смиренно принимающую все, посланное от Бога. Как сияющая жертвенная свеча, горит эта святая Душа в руках Сына Человеческого, горит и после смерти, после Своего блаженного Успения, только потому, что и в жизни Своей Она горела и светилась, не помышляя о Себе, не ища выгоды, не заботясь о правах. Недаром поэтому свеча – символ нашей жертвы Богу. Этот трепетный огонек напоминает нам светлое Успение Той, Которая всю Свою жизнь оставалась верна клятве: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему».
"Сельская новь" от 26 августа 2017 г. № 95 (13677)